Четверг, 30.01.2025, 18:49
Приветствую Вас Гость | RSS

Rusų kalbos mokytojo Genadijaus Rekečio svetainė

Наш опрос
Нравится ли вам мой сайт??
Всего ответов: 169
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Литература

СОЧИНЕНИЕ - ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ

СОЧИНЕНИЕ - ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ

А что есть чтение - как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределом слов?

М.И. Цветаева

Рассмотрим этот новый для школы жанр. Вот как трактует понятие «интерпретация» Литературный энциклопедический словарь: интерпретация (от лат. interpretatio - истолкование, объясне­ние), истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи, концепции.  Интерпретация осуществляется как переоформление художествен­ного содержания, т. е. посредством его перевода на понятийно-логический (литературоведение и основные жанры критики литературной), лирико-публицистический (эссе) или на иной художественный язык (графика, театр, кино и другие искусства).

Интерпретация существовала уже в античности, теоретические основы интерпретации сложились у толкователей священного писания.

В русском литературоведении термин «интерпретация» появился в 20-е годы, но обрел актуальность лишь в 70-х годах. Толкование художественного произведения неминуемо зависит от личности исследователя, постижению содержания сопутствует «духовное общение» читателя с автором, при этом активно участвует интуиция и присутствует оценочное отношение к искусству.

Цель интерпретации - достигнуть, опираясь на определенные достовер­ные данные, адекватного, хотя всегда лишь относительно полного понимания первоосновы текста. В идеале истолкование литературы — познание не тенден­циозное: интерпретатор как бы переселяется душою «вовнутрь» стихотворе­ния и отдает себя в его власть.

 

СХЕМА АНАЛИЗА (ИНТЕРПРЕТАЦИИ) ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

I Выходные данные.

1. Автор, название, время написания, история создания, место в творче­стве, кому посвящено.

2. Сведения о литературной ситуации, как приняли стихотворение, какие существовали в то время литературные течения и направления, к како­му принадлежал автор.

П. Структура образов и развитие конфликта[1]

1. Тема[2] и идея[3].

2. Композиция[4].

3. Движение мысли и чувства в художественном тексте, развитие конф­ликта и сюжета[5] (если есть).

4. Система художественных образов, прямая или опосредованная их соот­несенность с жизнью человека, его чувствами.

5. Черты лирического героя.

Ш. Жанровое своеобразие (ода, элегия, гимн, романс, инвектива, бал­лада и т. д.)

IV. Основные особенности поэтического языка.

1. Тропы и фигуры (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения...).

2. Аллюзия, реминисценция (если есть).

Аллюзия — в художественной литературе, ораторской и разговорной речи — одна из стилистических фигур: намек на реальный политический, исторический или литературный факт, который полагается общеизвестным. Цель — вызвать в памяти читателя определенные ассоциации, навести на размышления.

Реминисценция (от позднелатинского reminiscentia — воспоминание), в художественном тексте (преим. поэтическом) черты, наводящие на воспоминание о другом произведении... Как сознательный прием рассчитана на память и ассоциативное восприятие читателя.

3. Языковой поуровневый анализ:

- поэтическая фонетика (аллитерация, звукопись, ассонанс);

АЛЛИТЕРАЦИЯ - (от лат. ad - к, при и lit(t)era - буква) - вид звукописи : повторение в стихотворной речи (реже - в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления ее выразительности.
Например:Шипенье пенистых бокалов
                  И пунша пламень голубой.

АССОНАНС - (от фр. assonance - созвучие) - Один из видов звукописи: многократное повторение в стихотворении (реже - в прозе) одинаковых гласных звуков, усиливающее выразительность художественной речи.
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.

ЗВУКОПИСЬ - система средств и приемов звуковой организации произведения, позволяющая автору на фонетическом (звуковом) уровне речи создать нужное эмоциональное впечатление. Например, благодаря последовательному использованию звуков [л], [а], [э], в строках поэмы "Петербург" В. Набоков передал ощущение легкости, полета:
И слышу я, как Пушкин вспоминает // все мелочи крылатые, оттенки
и отзвуки: "Я помню, - говорит, -
летучий снег, и Летний Сад, и лепет
Олениной...
Одна из строфа стихотворения Б. Пастернака "Снег идет" ритмически и фонетически организована таким образом, что можно услышать тиканье маятника:
Снег идет, // густой-густой, //
В ногу с ним, // стопами теми, //
В том же темпе, // с ленью той //
Или с той же // быстротой, //
Может быть, проходит время?                    Б. Пастернак

 

- поэтическая лексика (синонимы, антонимы, омонимы, историзмы, неологизмы...);

- использование явлений морфологии и синтаксиса.

V.  Ритм, стихотворный размер, рифма.

VI. Особенности интонации.

VII. Личное восприятие стихотворения.

1.Восприятие (первое впечатление).

2.Какие мысли, чувства пробуждает, звуковой, цветовой фон

 Ассоциации, раздумья, оценка, истолкование.

Восприятие это личное отношение, отклик, который произведение нашло в пишущем, мысли и чувства, которые оно вызвало. Речь также может идти о восприятии стихотворения современниками автора, его единомышленниками и оппонентами, критиками, литературоведами, композиторами, художниками и т.д.

Оценка — это замечания о той или иной стороне мастерства автора стихотворения и суждения о художественной ценности исследуемого текста, о значении произведения в творчестве, литературе в целом. Оценка — это и точки зрения (оценки) других людей. Очевидно, что грань между восприятием и оценкой нечёткая, а связь не очень определённая.

 

[1] КОНФЛИКТ художественный - острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и жизненных принципов, положенное в основу действия художественного произведения. К. выражается в противоборстве, противоречии, столкновении между героями, группами героев, героем и обществом или во внутренней борьбе героя с самим собой. Развитие К. приводит в движение сюжетное действие. К. может быть разрешимым или неразрешимым (трагический К.), явным или скрытым, внешним (прямые столкновения характеров) или внутренним (противоборство в душе героя). Особое значение как элемент сюжета имеет в драматургических произведениях.

[2] ТЕМА [от греч. théma, буквально - то, что положено (в основу)], 1) предмет описания, изображения, исследования, выступления, дискуссии. 2) Объект художественного изображения, круг жизненных явлений.

[3] ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ -  главная мысль, лежащая в основе художественного произведения, реализуется через всю систему образов, раскрывается во всей художественной структуре произведения и таким образом дает представление об авторском отношении к изображенному.

[4] КОМПОЗИЦИЯ - построение художественного произведения: расположение и взаимосвязь его частей, образов, эпизодов в соответствии с содержанием, жанровой формой и замыслом автора. В самом общем виде выделяют линейную (например, роман И.А. Гончарова "Обыкновенная история"), инверсионную (например, рассказ И.А. Бунина "Легкое дыхание"), кольцевую (например, рассказ В. Набокова "Круг") и т. д. К.

[5] СЮЖЕТ - событие или совокупность событий в эпических и драматических произведениях, развитие которых позволяет писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом. В основе сюжета лежит конфликт. В сюжете обычно выделяют такие структурные элементы, как завязка, развитие действия, кульминация и развязка.

Категория: Литература | Добавил: genic (26.02.2011)
Просмотров: 5491 | Рейтинг: 4.7/3
Форма входа
Время
Поиск
Календарь
Часы

Copyright MyCorp © 2025
Конструктор сайтов - uCoz