СОЧИНЕНИЕ - ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ
А что есть чтение - как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределом слов?
М.И. Цветаева
Рассмотрим этот новый для школы жанр. Вот как трактует понятие «интерпретация» Литературный энциклопедический словарь: интерпретация (от лат. interpretatio - истолкование, объяснение), истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи, концепции. Интерпретация осуществляется как переоформление художественного содержания, т. е. посредством его перевода на понятийно-логический (литературоведение и основные жанры критики литературной), лирико-публицистический (эссе) или на иной художественный язык (графика, театр, кино и другие искусства).
Интерпретация существовала уже в античности, теоретические основы интерпретации сложились у толкователей священного писания.
В русском литературоведении термин «интерпретация» появился в 20-е годы, но обрел актуальность лишь в 70-х годах. Толкование художественного произведения неминуемо зависит от личности исследователя, постижению содержания сопутствует «духовное общение» читателя с автором, при этом активно участвует интуиция и присутствует оценочное отношение к искусству.
Цель интерпретации - достигнуть, опираясь на определенные достоверные данные, адекватного, хотя всегда лишь относительно полного понимания первоосновы текста. В идеале истолкование литературы — познание не тенденциозное: интерпретатор как бы переселяется душою «вовнутрь» стихотворения и отдает себя в его власть.
СХЕМА АНАЛИЗА (ИНТЕРПРЕТАЦИИ) ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
I Выходные данные.
1. Автор, название, время написания, история создания, место в творчестве, кому посвящено.
2. Сведения о литературной ситуации, как приняли стихотворение, какие существовали в то время литературные течения и направления, к какому принадлежал автор.
П. Структура образов и развитие конфликта
1. Тема и идея.
2. Композиция.
3. Движение мысли и чувства в художественном тексте, развитие конфликта и сюжета (если есть).
4. Система художественных образов, прямая или опосредованная их соотнесенность с жизнью человека, его чувствами.
5. Черты лирического героя.
Ш. Жанровое своеобразие (ода, элегия, гимн, романс, инвектива, баллада и т. д.)
IV. Основные особенности поэтического языка.
1. Тропы и фигуры (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения...).
2. Аллюзия, реминисценция (если есть).
Аллюзия — в художественной литературе, ораторской и разговорной речи — одна из стилистических фигур: намек на реальный политический, исторический или литературный факт, который полагается общеизвестным. Цель — вызвать в памяти читателя определенные ассоциации, навести на размышления.
Реминисценция (от позднелатинского reminiscentia — воспоминание), в художественном тексте (преим. поэтическом) черты, наводящие на воспоминание о другом произведении... Как сознательный прием рассчитана на память и ассоциативное восприятие читателя.
3. Языковой поуровневый анализ:
- поэтическая фонетика (аллитерация, звукопись, ассонанс);
АЛЛИТЕРАЦИЯ - (от лат. ad - к, при и lit(t)era - буква) - вид звукописи : повторение в стихотворной речи (реже - в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления ее выразительности.
Например:Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
АССОНАНС - (от фр. assonance - созвучие) - Один из видов звукописи: многократное повторение в стихотворении (реже - в прозе) одинаковых гласных звуков, усиливающее выразительность художественной речи.
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
ЗВУКОПИСЬ - система средств и приемов звуковой организации произведения, позволяющая автору на фонетическом (звуковом) уровне речи создать нужное эмоциональное впечатление. Например, благодаря последовательному использованию звуков [л], [а], [э], в строках поэмы "Петербург" В. Набоков передал ощущение легкости, полета:
И слышу я, как Пушкин вспоминает // все мелочи крылатые, оттенки
и отзвуки: "Я помню, - говорит, -
летучий снег, и Летний Сад, и лепет
Олениной...
Одна из строфа стихотворения Б. Пастернака "Снег идет" ритмически и фонетически организована таким образом, что можно услышать тиканье маятника:
Снег идет, // густой-густой, //
В ногу с ним, // стопами теми, //
В том же темпе, // с ленью той //
Или с той же // быстротой, //
Может быть, проходит время? Б. Пастернак
- поэтическая лексика (синонимы, антонимы, омонимы, историзмы, неологизмы...);
- использование явлений морфологии и синтаксиса.
V. Ритм, стихотворный размер, рифма.
VI. Особенности интонации.
VII. Личное восприятие стихотворения.
1.Восприятие (первое впечатление).
2.Какие мысли, чувства пробуждает, звуковой, цветовой фон
Ассоциации, раздумья, оценка, истолкование.
Восприятие — это личное отношение, отклик, который произведение нашло в пишущем, мысли и чувства, которые оно вызвало. Речь также может идти о восприятии стихотворения современниками автора, его единомышленниками и оппонентами, критиками, литературоведами, композиторами, художниками и т.д.
Оценка — это замечания о той или иной стороне мастерства автора стихотворения и суждения о художественной ценности исследуемого текста, о значении произведения в творчестве, литературе в целом. Оценка — это и точки зрения (оценки) других людей. Очевидно, что грань между восприятием и оценкой нечёткая, а связь не очень определённая.
КОНФЛИКТ художественный - острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и жизненных принципов, положенное в основу действия художественного произведения. К. выражается в противоборстве, противоречии, столкновении между героями, группами героев, героем и обществом или во внутренней борьбе героя с самим собой. Развитие К. приводит в движение сюжетное действие. К. может быть разрешимым или неразрешимым (трагический К.), явным или скрытым, внешним (прямые столкновения характеров) или внутренним (противоборство в душе героя). Особое значение как элемент сюжета имеет в драматургических произведениях.
ТЕМА [от греч. théma, буквально - то, что положено (в основу)], 1) предмет описания, изображения, исследования, выступления, дискуссии. 2) Объект художественного изображения, круг жизненных явлений.
КОМПОЗИЦИЯ - построение художественного произведения: расположение и взаимосвязь его частей, образов, эпизодов в соответствии с содержанием, жанровой формой и замыслом автора. В самом общем виде выделяют линейную (например, роман И.А. Гончарова "Обыкновенная история"), инверсионную (например, рассказ И.А. Бунина "Легкое дыхание"), кольцевую (например, рассказ В. Набокова "Круг") и т. д. К.
|